ЮУЖД – филиал ОАО «Российские железные дороги»

РЖД

Южно-Уральская железная дорога (ЮУЖД) – филиал ОАО «Российские железные дороги» является начальным звеном Транссиба, самой протяженной железной дороги в мире.

История и деятельность

 

В 1891 году было принято решение о строительстве Великого Сибирского пути.

Направление на Миасс-Челябинск-Омск-Новониколаевск (ныне Новосибирск)-Красноярск-Иркутск-Чита-Рухлово-Хабаровск-Владивосток. Работы выполнялись быстрыми темпами.

Первым начальником строительства Самаро-Златоустовской железной дороги был Константин Яковлевич Михайловский, почетный гражданин города Челябинска.

Сначала, в 1888 году, было открыто движение от Москвы до Уфы.

А 8 сентября 1890 года – до Златоуста.

А 25 октября 1892 года первый поезд прибыл в Челябинск.

Так было открыто движение поездов на первом участке Сибирской железной дороги протяженностью 746 верст. В октябре 1896 года поезда пошли на всем направлении от Челябинска до Оби.

После завершения в 1895 году строительства линии на Екатеринбург в Челябинске соединились три дороги. Это Уральская (впоследствии Пермская), Самаро-Златоустовская и Сибирская.

Несмотря на низкие тарифы на перевозки, Транссибирская магистраль оказалась высокорентабельной.

Отрезок Самаро-Златоустовская дорога начиная с 1893 года давал прибыль около 0,5 млн. руб. в год.

С 1893 года по 1903 год пассажиропоток возрос в 2,25 раза. Количество грузов, перевозимых большой скоростью, – в 11 раз, а малой скоростью – в 2,25 раза.

При проектировании железной дороги царское правительство не рассчитывало на большой грузооборот.

 

Сразу же после пуска оказалось, что перевозить нужно в 3 раза больше грузов.

Все это привело к необходимости усиления существующих линий путем замены рельсов на более тяжелые, деревянных мостов – на металлические, а также укладки вторых путей, которая началась уже в 1896 году и впоследствии осуществлялась постоянно.

Благодаря этому перевозки грузов в 1914 году на Самаро-Златоустовской дороге достигли 5,9 млн. тонн, а на Сибирской дороге – 5,4 млн. тонн в год.

По большому числу и разнообразию искусственных сооружений, отводу русл рек, устройству подпорных стенок, выемке скального грунта, качеству выполненных в основном вручную работ дорога представляет значительный интерес с точки зрения практики отечественного строительства и реализации русской инженерной мысли.

Все материалы верхнего строения пути были изготовлены на местных заводах. После завершения строительства Самаро-Златоустовской железной дороги летом 1892 года началось сооружение линии в Западную Сибирь от Челябинска до Оби.

4 октября 1893 года первый поезд прибыл из Челябинска в Курган.

 

Затем – строительство моста через реку Тобол и стальной путь из Кургана на Омск. На линии Челябинск-Омск обращалось 29 трехосных паровозов на дровяном отоплении и 1010 двухосных крытых вагонов и платформ грузоподъемностью 12-15 тонн.

Вагоны были оборудованы ручными тормозами, и до 1903 года применялись деревянные тормозные колодки. Рейс от Челябинска до Омска совершался в течение месяца.

В самом городе Челябинске были построены вокзал и паровозное депо. Были закуплены за границей первые паровозы. Формировались бригады по управлению и обслуживанию нового вида транспорта.

Челябинск становится важным транзитным железнодорожным узлом из Европы в Азию.

 

Сотни тысяч российских жителей прибывали на станцию Челябинск по пути следования на Восток. Город был “Воротами в Сибирь”, куда крестьяне устремлялись в поисках свободных земель.

Был построен врачебно-питательный пункт с хорошо налаженным обслуживанием. Для приема пассажиров были отстроены специальные бараки, столовая, баня, больница.

В первую мировую войну пришла в состояние полной запущенности и Транссибирская магистраль. После революции 1917 года и изгнания Колчака с Южного Урала для железнодорожников наступила трудная пора восстановления хозяйства транспорта.

Как и на военных фронтах, рабочие железнодорожных узлов проявляли массовый трудовой героизм. В кратчайшие сроки в ходе массовых субботников ими были восстановлены не только подвижной состав и путь на Южном Урале, но и оказана помощь другим дорогам.

Рабочие паровозного депо Челябинск восстановили и направили в Петроград и Тихвин 8 паровозов с бригадами. Одновременно этот же коллектив оборудовал для фронта бронепоезд “Красный Сибиряк”, который участвовал в боях за освобождение от белогвардейцев Кургана и других станций.

4 апреля 1920 года рабочие паровозного депо среднего ремонта станции Челябинск торжественно праздновали выпуск из ремонта паровоза “Коммунар” как свою первую победу в борьбе с разрухой на железнодорожном транспорте.

Паровоз “Коммунар” установлен на пьедестале у ДК железнодорожников в Челябинске.

 

Лучшие машинисты депо за 4 дня провели эшелон с хлебом до столицы и были приняты Лениным. В то время поезда из Челябинска до Москвы шли обычно 12 суток.

Трудовой подвиг южноуральцев лег в основу организации скоростных маршрутов с хлебом из Сибири.

Постановление СНК от 13 декабря 1933 года выделило 1000-киллометровый участок Транссиба в состав Южно-Уральской дороги с управлением в Челябинске.

В то время со станции Челябинск отправляли 17 грузовых и 5 пассажирских поездов в сутки. Основным видом локомотивов были паровозы самых различных серий. И только 38-40 % из них – новые, мощные для того времени паровозы серий Э, ЭУ, ЭМ в грузовом движении, С, СУ – в пассажирском движении.

Сдерживали движение поездов жезловой и телеграфный способы связи, и лишь на главном ходу от Кропачево до Челябинска была полуавтоматическая блокировка.

В предвоенные годы Южно-Уральская дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всем главном ходу от Кропачево до Макушино была введена автоматическая блокировка, сданы в эксплуатацию более 900 км новых линий, освоены ремонт и эксплуатация мощных паровозов серий ФД и ИС.

Длина пути на станциях была увеличена до 850 метров. В 1940 году появилась первая землеуборочная машина известного изобретателя нашей дороги Виктора Балашенко. Большую роль в улучшении работы транспорта сыграло стахановско-кривоносовское движение, развернувшееся по всей стране.

Первыми последователями Петра Кривоноса были машинисты-тяжеловесники Иван Блинов из Кургана, Петр Агафонов и Иван Мартынов из Челябинска, ставшие первыми орденоносцами нашей дороги.

В годы Великой Отечественной войны ЮУЖД стала дорогой жизни.

Южноуральские железнодорожники построили 8 бронепоездов, сформировали 22 паровозные колонны, восстанавливали железную дорогу под Ленинградом.

Оценивая особую роль железнодорожного транспорта, правительство выделило на развитие дороги в годы войны 250 млн. руб. Труженики дороги внесли весомый вклад в победу в Великой отечественной войне, проявляя образцы трудового подвига и мужества.

Машинист локомотивного депо Челябинск Агафонов организовал паровозную колонну имени Госкомитета Обороны.

Она за три года войны провела более 2000 тяжеловесных поездов и перевезла в них сверх нормы полтора млн. тонн грузов, сэкономив около 5 тысяч тонн топлива.

Такие же колонны были организованы машинистами Блиновым и Угрюмовым в депо Курган, Тефтелевым в Троицке и др. Особенно трудной была первая военная зима, когда многие железнодорожники добровольцами ушли на фронт.

На транспорт пришли подростки, женщины, вернулись пенсионеры. Женщины встали к станкам, стали работать машинистами.

За годы войны были изготовлены, снаряжены и отправлены на фронт 8 бронепоездов, 3 поезда – бани, десятки санитарных поездов.

Значительное техническое оснащение Южно-Уральская дорога получила в послевоенное время.

В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст-Кропачево, в 1955 году – Бердяуш-Бакал. А годом позже – Курган-Макушино, и в 1957 году – участок Челябинск-Курган.

В 1961 году после присоединения к дороге Петропавловского отделения был электрифицирован последний замыкающий участок Макушино-Исилькуль длиной 272 км.

Проведенная за годы послевоенных пятилеток реконструкция хозяйства дороги в сочетании с внедрением комплекса организационно-технических мер позволила из года в год наращивать объемы перевозок.

Сегодня эксплуатационная длина ЮУЖД – 4807 км, развернутая длина свыше восьми тысяч км.

Общая площадь обслуживаемой дорогой территории составляет более 400 тысяч кв.км. Она проходит по территории Челябинской, Курганской, Оренбургской, Куйбышевской и Свердловской области, Республики Башкортостан и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.

ЮУЖД – это 5 отделений – Челябинское, Оренбургское, Курганское, Карталинское и Петропавловское.

 

Дорога имеет 282 раздельных пункта с путевым развитием, оснащена 12 сортировочными горками.

В составе дороги: 9 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 23 дистанции пути

Число станций и других раздельных пунктов, имеющих путевое развитие, на дороге 237. Из этого количества внеклассных станций – 8, первого класса – 12, второго – 18, третьего – 32, четвёртого – 59 и пятого – 108.

По характеру работы станции подразделяются на:

  • пассажирские – 1,
  • сортировочные – 4,
  • грузовые – 48,
  • участковые -18,
  • промежуточные – 166.

Количество станций на дороге, открытых для производства грузовых операций – 156.

На дороге 81 станция, имеющих маневровые локомотивы, на них работает 170 маневровых локомотивов.

Число станций, имеющих автоматизированные системы управления, – 75. Станций, имеющих автоматизированные рабочие места на базе ПЭВМ – 123. А количество автоматизированных рабочих мест на базе ПЭВМ – 489.

Число поездных диспетчерских участков – 18.

Более половины протяженности магистрали электрифицирована.

 

Такова же протяженность и двухпутных линий, почти 70% стрелок оборудованы устройствами электрической централизации.

Дорога оснащена современным оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики.

Напряженный рабочий ритм магистрали поддерживают более 80 тысяч железнодорожников.

У магистрали есть несколько школ и широкая лечебно-оздоровительная база.

Самое крупное отделение ЮУЖД – Челябинское, в который входят три региона.

  • Карталинский, обслуживающий Магнитку и юг Челябинской области,
  • Златоустовский, обслуживающий горнозаводскую часть Челябинской области,
  • участок Кропачево – Златоуст, и Челябинский – центральную часть области.

 

ЮУЖД - филиал ОАО «Российские железные дороги»

ЮУЖД – филиал ОАО «Российские железные дороги»

454000, Россия, Челябинская область,
г. Челябинск, пл. Революции, 3
Телефон: (351) 263-84-82, 268-44-00
Факс: (351) 268-48-48
www.yuzd.rzd.ru

 

Метки:

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще предприятия отрасли

Челябинский городской электрический транспорт

ООО «ЧелябГЭТ» – Челябинский городской электротранспортООО «ЧелябГЭТ» – Челябинский городской электротранспорт

Челябинский городской электрический транспорт (ООО “ЧелябГЭТ”) осуществляет пассажирские перевозки электротранспортом в Челябинске. История и деятельность