Автомобильный завод «Урал» (АЗ «Урал») является одним из крупнейших предприятий машиностроительного комплекса Челябинской области, которое выпускает большегрузные автомобили повышенной проходимости.
Доля его продукции составляет более 60 процентов в общем объеме производства большегрузных полноприводных автомобилей.
История и деятельность
30 ноября 1941 года по решению ГКО в городе Миасс началось строительство Миасского автомоторного завода.
Новое предприятие строили на базе эвакуированных цехов Московского автомобильного завода.
Этот день и считают днем основания завода.
В марте 1942 года в цехе «Мотор» обработали первая деталь — поршневое кольцо, а 16 апреля 1942 года собрали первую коробку скоростей.
30 апреля 1942 года уже выпустили первый уральский автомобильный мотор.
14 февраля 1943 года ГКО принял решение о преобразовании Миасского автомоторного завода в комплексный автомобильный завод.
С этого времени Миасский автозавод стал самостоятельным предприятием.
8 июля 1944 года с главного конвейера Уральского автомобильного завода сошел первый уральский автомобиль «ЗиС-5В».
Уральские автомобили обладали высокой надежностью и безотказностью в эксплуатации и хорошо себя зарекомендовали в трудных фронтовых условиях.
1946 год – начали выпускать газогенераторного автомобиля «ЗИС-21А».
С 1949 по 1951 годы наряду с автомобилями «ЗИС-5В» завод выпускал автомобили «ЗиС-50» с двигателем «ЗИС-120» мощностью 80 л.с.
В 1958 году освоили выпуск модернизированного двухосного грузового автомобиля «Урал-355М». Он успешно использовался при освоении целины Казахстана, в различных регионах Урала и Сибири.
17 апреля 1958 года ЦК КПСС и Совета Министров СССР приняли решение о реконструкции завода для производства трехосных автомобилей «Урал» высокой проходимости.
В 1964 году «Уральский автомобильный завод имени Сталина» – «УралЗиС» был переименован в «УралАЗ».
В 1961 году началась коренная реконструкция всего производства.
На заводе одновременно производили двухосный «Урал-355М» и трехосный «Урал-375».
В 1965 году начилось массовое производство трехосных автомобилей «Урал-375Д» и его модификаций.
Это «Урал-377», седельный тягач «Урал-377С», «Урал-375С» – лучшие автомобили своего класса.
В 1969 году Уральский автозавод получил золотую медаль и диплома первой степени за участие в международной Лейпцигской ярмарке.
В ноябре 1977 года на заводе было налажено производство новой модели «Урал-4320» с дизельным восьмицилиндровым двигателем «КамАЗ-740».
Расширяя модельный ряд в 1979 году начали выпускать дизельные автомобили«Урал-4320».
В 1980 году изготовили первый образец автомобиля сельскохозяйственного назначения «Урал-5557». Он предназначался для перевозки сельскохозяйственных и сыпучих строительных грузов по всем видам дорог и в полевых условиях.
21 февраля 1986 году в Миассе произвели миллионный автомобиль.
В 1992 году автомобили “Урал” участвовали в сверхмарафоне и, успешно финишировали в ралли-рейде “Париж-Москва-Пекин”.
Осенью 1993 года автозавод перешел на выпуск автомобилей «Урал-4320-10» с двигателем “ЯМЗ-236”. Одновременно осваивается выпуск модели «Урал-4320-30» с двигателем “ЯМЗ-238”.
Зимой 1994 года в большом автопробеге от Лондона до Нью-Йорка автомобили «Урал» провели караван автомобилей «Форд» через Сибирь, Якутию, снежное бездорожье Чукотки – к Берингову проливу.
В этом же году стали выпускать шасси автомобилей “Урал” для монтажа технологического оборудования и специальных надстроек для различных отраслей промышленности.
19 сентября 1994 года создали НТЦ для объединения инженерно-технического потенциала под единым руководством.
В 1995 году освоили производство автомобилей “Урал-43206” с колёсной формулой 4х4.
“ТЮФ-Серт” (Германия) сертифицировал систему качества ОАО “УралАЗ” – DIN ИСО 9001/EN 29001.
В апреле 1999 года ресертификационный аудит подтвердил соответствие системы качества «УралАЗ» требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
Были изготовлены первые трёхосные автомобили бескапотной компоновки “Урал-6361”.
Осенью 1998 года на заводе ввели процедуру внешнего управления.
За короткий срок команде менеджеров удалось нарастить выпуск продукции, ликвидировать вторичный рынок автомобилей, перейти к позаказному методу планирования производства.
В 1999 году команда автозавода первой из российских команд приняла участие в международных соревнованиях «Европа Трак-Триал».
В конце 1999 года на заводе ввели в действие новый цех кузовов- фургонов.
Данный цех ежегодно выпускал до 1000 вахтовых автобусов «Урал-3255», предназначенных для перевозки людей по бездорожью.
По итогам 1999 года «УралАЗ» вошел в сотню лучших компаний России в номинации «Репутация».
В июне 2000 года в рамках реструктуризации создали дочернее предприятие «Автомобильный завод «Урал».
По итогам ежегодного рейтинга AUSTRALIANA DISCOVERY MARKET отметила завод «Урал», как предприятие 2000 года.
В феврале 2001 года российский ИнИС вручил Уральскому автозаводу сертификат военного регистра.
На заводе начали производство автомобилей «Урал» с двигателем, отвечающим международным экологическим требованиям «Евро 2».
ОАО «Автомобильный завод «Урал» вошло в состав крупнейшего российского автохолдинга «РусПромАвто».
В августе 2002 года седельный тягач «Урал-636142-02» получил главный приз в конкурсе «Лучший внедорожный грузовой автомобиль» в рамках международной выставки «Мотор Шоу – 2002».
В сентябре 2002 года впервые в истории автомобильного спорта чемпионом Европы стала российская команда.
Эта победа принадлежит автомобильному заводу «Урал».
Это экипажи Александр Жмаев – Сергей Петелин («Урал-5323», категория С5). И Валерий Князев – Иван Болотов («Урал-4320», категория С4).
Они заняли первые места в общем зачете на международных соревнованиях «Европа Трак-Триал».
В августе 2003 года АЗ “Урал” ОАО “Автодизель” (Ярославль, холдинг “РусПромАвто”) и компания Bosch подписали трехсторонне соглашение.
Результатом выполнения его условий станет создание автомобиля “Урал”, чей силовой агрегат будет соответствовать требованиям “Евро-3”.
Высокие ходовые качества, надежность в эксплуатации, приспособленность автомобилей к тяжелым климатическим условиям сделали автомобили “Урал” незаменимой техникой для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, силовых структур.
Главной отличительной особенностью автомобилей семейства «Урал» является высокий уровень проходимости.
Способность двигаться по бездорожью обеспечивается мощным двигателем, специальной конструкцией ведущих мостов, централизованной системой регулирования воздуха в шинах и рядом других конструктивных особенностей.
На базе шасси автомобилей “Урал” монтируются 180 образцов спецтехники:
- вахтовые автобусы,
- подъемные краны,
- автоцистерны,
- топливозаправщики,
- пожарные автомобили,
- ремонтные мастерские,
- разнообразные агрегаты для нефтегазового и лесопромышленного комплекса, горной промышленности и коммунального хозяйства.
Семейство автомобилей имеет высокую степень унификации по агрегатам и комплектующим.
Это позволяет снизить затраты на производство, техническое обслуживание и эксплуатацию.
АО Автомобильный завод «Урал»
456304, Россия, Челябинская область,
г. Миасс, пр. Автозаводцев, 1
Телефон: (3513) 55-27-66
Факс: (3513) 55-15-50
Website: www.uralaz.ru